355
Пора забыть о "меньшинствах", так как даже один человек это не меньшинство, а полноправный член или членкиня общества

Пора забыть о "меньшинствах", так как даже один человек это не меньшинство, а полноправный член или членкиня общества

— Слава Мельник

Слава Мельник - украинец, который уже несколько лет работает в польской "Кампании против гомофобии" - крупнейшей ЛГБТ-организации в соседней стране. В эксклюзивном интервью он рассказал о том, чем живут польские ЛГБТ-активисты и поделился впечатлениями от движения за равные права в Украине.

Пора забыть о "меньшинствах", так как даже один человек это не меньшинство, а полноправный член или членкиня общества

Как ты попал в Польше в "Кампанию против гомофобии"? Насколько мне известно, ты родом из Украины.

В Польшу я переехал на учебу в 2009 году. И потом на 2 курсе поехал по программе Erasmus в Словению, где одним из моих предметов было социальное движение в Европе и я исследовал, между прочим, ЛГБТ-движения Словении, Польши и Украины. Я сконтактировался с организацией из Словении, там закончил исследование, сдал работу и завершился Erasmus. По возвращении в унивеситет, мне нужно было сделать месяц студенческой практики. Так как я был заинтересован социальными движениями и неправительственными организациями, то пришел в "Кампанию против гомофобии", как крупнейшую польскую организацию, которая работает с ЛГБТ-людьми. Это было в 2011 году. 

Насколько мне известно, Роберт Бедронь, который в прошлом году стал первым открытым геем, которому доверили пост мэра города, является одним из инициаторов "Кампании против гомофобии".

Да, это была группа людей и он был одним из основных, кто способствовал основанию этой организации.

Какими проектами вы занимаетесь сейчас больше всего?

Согласно стратегии организации на 2014-2017 годы, у нас есть 5 стратегических областей, а именно: права человека, безопасность ЛГБТ, противодействие гомофобии в формальной системе образования ... Мы занимаемся социальными кампаниями, которые бы поднимали общественное сознание относительно однополых связей в целом, лоббируем на уровне парламента вопрос однополых партнерств. В прошлом году мы запустили социальную кампанию. Это был такой фильм на 4 минуты. Также в этом направлении работаем с парламентариями, здесь в Варшаве. Если речь идет о противодействии гомофобии в системе образования, то она заключается в том, что мы сотрудничаем с 4 школами из маленьких городов, в которых повышаем сознание среди учеников, учителей и родителей на тему дискриминируемых групп. Две из тех школ работают с гомофобией в интернете. Программа заключается в том, что мы сначала анализируем ситуацию в школе, что там происходит: какие есть сильные и слабые стороны, они проводят проекты, а где им чего-то недостает, то по сложившейся ситуации мы им предлагаем какое-то сотрудничество, то есть по-разному бывает. Это может быть какая-то акция к Международному дню прав человека, или написание писем в сотрудничестве с "Amnesty International". Эти 4 школы по окончанию проекта соберутся и составят общий документ, который будет заключаться в том, что эти их добрые практики в школах будут распространены далее. В рамках этого проекта мы тоже сотрудничаем с профсоюзом учителей Польши.

Вы это обсуждаете в контексте сугубо ЛГБТ или в широком контексте прав человека?

Анализ этих школ происходит таким образом, что у нас есть эксперты из антидискриминационным образованием, которые приходят в школы и проводят интервью с педагогическим советом школы, с кем-то из дирекции, где они говорят о том, какая ситуация сейчас, проводят мероприятия, связанные с правами человека и на основе этих данных мы информируем о стратегии развития этих школ.

Какую кампанию из тех, которые вы проводили за время твоей деятельности в "КПГ", ты бы назвал самой успешной?

Одной из самых успешных кампаний последних лет была "Поддерживаю партнерства", которая была похожа на австралийский ролик об однополых браках, где мы видим историю с перспективы одного из ребят геев, когда в конце ролика другой предложил ему брак. У нас был похожий ролик, но с участием двух девушек и в австралийской версии нет голоса из кадра, а у нас он есть - голос одной девушки с перспективы другой, где видим, как они гуляют по парку, плачут, смеются, шутят, смотрят фильмы , а в то же время голос из-за кадра говорит, что каждый день я просыпаюсь с кем-то чужим. С чужим я хожу гулять, с чужим пьем кофе, с чужим мы плачем и ссоримся, а затем миримся. И заканчивается все тем, что голос из-за кадра говорит, что сегодня с кем-то чужим мы празднуем 4 годовщину нашего партнерства и тогда оказывается, что и второй человек, тоже есть является девушкой и в последнем кадре появляется надпись: "Согласна с польским правом, что люди в однополых связях друг другу-чужие".

А где именно распространялось это видео?

Это видео распространялось в интернете. Год после того, как оно вышло, одна из национальных телекомпаний взяла наш фильм в рекламные блоки, поскольку общественные организации могут подавать свои заявки на телевидение, где уже отбирают, какие ролики пойдут в эфир. Этот ролик транслировался в течение 2 месяцев по 4 каналам.

Знаю, что одной из ваших акций была фотокампания, когда фотографировали родителей и детей. Там, кажется, известный польский актер участвовал и его сын гей.

Очень интересная и очень успешная кампания, потому что она очень сильно отличалась от наших предыдущих акций, потому что раньше мы делали акции, когда ЛГБТ выступали в роли "жертвы", а эта кампания с родителями она была продуктом нашей академии родителей детей ЛГБТ и часть из этих родителей согласились принять участие в акции. Это было три плаката: на одном был отец, мать и дочь лесбиянка, на второй - это актер с сыном геем и главным месседжем этой кампании было то, что я, как родитель ЛГБТ, уважаю своего ребенка и не собираюсь это скрывать от близкого окружения.

 

Ты в Польше уже 5 лет и за это время, почувствовал ты определенные сдвиги в вопросе прав ЛГБТ в Украине и что для тебя стало основным достижением в этом направлении в родной для тебя стране?

 

В начале своей работы в "КПГ" (2011-2012 годы) я очень тесно сотрудничал с белорусскими организациями, меньше с украинскими, но тоже следил, как дела в Украине. Как-то мне казалось в начале, что украинское ЛГБТ-движение очень разделено по территориальному признаку. Есть большая организация в Николаеве, в Одессе, в Днепропетровске кто-то есть, в Киеве достаточно централизованно, знаю о 4 организациях, но мне казалось, что есть очень много таких маленьких организаций, а теперь мне кажется, что все идет к тому, что это движение объединяется, или те меньшие организации исчезают.

 

По твоему мнению, сотрудничества украинских и польских организаций достаточно, или его нужно больше в вопросах ЛГБТ?

 

Кажется, если и существует, то оно достаточно одноразовое. Приедет к нам организация из Украины, пообщаемся и на этом все заканчивается. Нет каких-то комплексных мер, чтобы это сотрудничество продолжать. Не знаю, хорошо ли это. Контексты в которых работают организации в Польше и в Украине совершенно разные, но кажется, что есть достаточно места для того, чтобы польские организации делились своим опытом с украинскими организациями, но тоже надо учитывать, что у нас совершенно разные среды, с которыми мы работаем и где мы работаем, но мне кажется, что тренд хороший.

 

Я понимаю, что на данный момент польская "Кампания против гомофобии" работает в направлении борьбы именно с социальными факторами гомофобии. Есть ли у вас конкретные задачи, что через два года, например, вы достигнете однополых партнерств и т.д.?

 

Есть у нас конкретные задачи, которые мы называем показателями успешности нашей работы. И каждый год ставим цели. Например, в этом году хотим провести тренинг для группы 50 полицейских, до конца года хотим встретиться с 50 парламентариями. Каждый год мы сравниваем то, что мы смогли сделать с тем, что мы планировали сделать и как-то так пробуем находить показатели нашей успешности.

 

Если бы ты работал в Украине, как бы ты назвал украинскую ЛГБТ-организацию и на какие именно аспекты обратил бы внимание: ВИЧ, гомофобия, партнерства и т.д.?

 

Название должно напрямую обозначать основной вид деятельности организации, ее цели. Сокрытие деятельности организации за слишком общим названием не является хорошей стратегией. По моему мнению ЛГБТ-сообщество и так достаточно "подземное", чтобы еще больше укрываться за общим названием. Несмотря на ситуацию в Украине извне, мне кажется, что пришло время снять табу с "сексуальной ориентации", "геев", "лесбиянок", и т.д. Также время забыть о "меньшинствах", так как даже один человек это не меньшинство, а полноправный член общества.

Как ты считаешь, целесообразно ли проводить в ходе экономического и геополитического коллапса марш за права ЛГБТ? Как часто такие мероприятия проходят в Польше и являются ли они эффективными?

Очень много думал на эту тему в последнее время. Считаю, что этот вопрос требует консенсуса всех важных ЛГБТ-организации в Украине. Если марш должен быть радостным праздником для ЛГБТ-лиц и их друзей, то есть: музыка, танцы, фестивальный настрой, то может сейчас не самое лучшее время для этого. Но если формат будет другой и будет иметь характер напоминания о том, что права ЛГБТ-лиц в стране нарушаются, то такие акции могут происходить независимо от контекста и ситуации в стране. Права единиц не могут пренебрегать ценой прав других, даже так называемого "большинства". В Польше в 5 городах проводятся марши равенства (сугубо ЛГБТ), а в Варшаве - Парад равенства, который включает в себя права дискриминируемых групп: пожилых людей, с ограниченными возможностями, иностранцев, женщин, хотя и организуют этот Парад организации ЛГБТ и их партнеры, партии.

Как ты думаешь, мэрство и публичная деятельность открытого гея Бедроня (на фото) помогает социализации ЛГБТ Польши или наоборот?

Безусловно. В ноябре город Слупск сдал экзамен по открытости на отлично. Для избирателей важной была компетенция мэра, а не его ориентация. Общество в Польше намного прогрессивнее, чем закон и парламент, эти выборы и доказали это.

В Украине пока основными противниками ЛГБТ являются Церковь и ультраправые. С какой оппозицией сталкивается ЛГБТ Польши? Насколько у вас развиты неонацистские движения?

Католическая церковь в Польше имеет интересную историю в становлении независимой Республики в 1989 году. Церковь была катализатором общественных изменений и единственным авторитетным голосом, который не был связан с марионеточной властью Советского Союза. До сих Церковь здесь имеет огромное влияние на власть и общество (около 90% населения считает себя верующими католиками). Возможно следующая наша социальная кампания будет направлена ​​на верующих католиков, которые понимают значение выражения "возлюби ближнего своего", а не только слушают гомофобных и мизогинистических патриархов. Правые - это отдельная вещь. Правые националистические движения всегда активизировались во время общественных и экономических кризисов, а 2014 - 2015 года это не исключение. Не секрет также, что многие из них получают поддержку из Кремля, для которого развитие независимого гражданского общества в Европе не является интересом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь, благодаря Aperio Lux, ЛГБТ-портал можно читатьна iPhone и iPad

Подписывайтесь
на наши аккаунты