367
Нельзя идти на поводу тех, кто пытается тебя запугать

Нельзя идти на поводу тех, кто пытается тебя запугать

— Аскольд Куров

Имя Аскольда Курова за очень короткое время стало известным не только в кинематографической среде, но и среди правозащитников, общественных активистов и просто неравнодушных к тому, что происходит в России людей. Именно он является соавтором документального фильма о сообществе ЛГБТ-подростков "Дети-404", а сейчас занимается созданием документального фильма об украинском режиссере Олега Сенцове, который находится за решеткой в России. О том, почему запечатление реальности является для него важным и каких взглядов он придерживается, Куров любезно рассказал в интервью.

Нельзя идти на поводу тех, кто пытается тебя запугать

Каким образом, Вы стали одним из сорежиссеров фильма "Дети-404"? Чем Вас заинтересовал этот проект, и довольны ли Вы результатом?

Началось с того, что однажды Павел Лопарев (сорежиссер, на фото – авт.) спросил, не хочу ли я снять фильм о ситуации с ЛГБТ в России. Я был удивлен, потому что никогда прежде мы с ним эту тему не обсуждали, но это было как раз то, о чем я думал в тот момент, потому что все происходящее вокруг этого «антигейского закона» меня очень беспокоило. Все мы были свидетелями того, как обсуждение закона в СМИ меняло общество и очень сильно повлияло но уровень гомофобии и агрессии, который очень резко возрос благодаря этой государственной политике. Работать было трудно, но очень интересно. Мы долго не могли найти историю и героев для фильма. Только через полгода после начала работы, вдруг стало понятно, что нужно делать фильм про "Детей-404". Конечно, сейчас я какие-то технические вещи сделал бы по-другому, но в целом, результатом доволен. Мы никак не ожидали, что у фильма будет такой резонанс и успех.

Знаю, что Вас вызывали в прокуратуру по поводу фильма. Чем закончилась эта история?

Самый первый показ фильма в Москве сопровождался провокациями со стороны каких-то православно-патриотических активистов, которые вызвали полицию, утверждая, что фильм нарушает закон, а в зале присутствуют несовершеннолетние. После этого один депутат Госдумы подал запрос в прокуратуру и нас с Павлом (Лопаревым - авт.) вызывали в качестве свидетелей. Задавали странные вопросы, типа "почему решили снимать такой фильм и как искали героев". Мы ответили на те вопросы, на которые могли ответить. На этом все закончилось и никакого продолжения эта история не имела. Еще пару раз возникали похожие проблемы у организаторов показов фильма в России, но и там все пока обошлось, насколько я знаю.

Павел Лопарев и Аскольд Куров

Расскажите о том, как пришли в кино.

В кино я пришел довольно случайно. Мне было 33, я работал дизайнером в большой компании. Ситуация была достаточно благополучная и стабильная, но я понимал, что не хочу заниматься этим всю оставшуюся жизнь. А чем хочу заниматься - не знал. И вот, однажды мне приснился сон, в котором я снимал кино. И так мне эта идея понравилась, что я чуть ли не на следующий день пошел во ВГИК и записался на подготовительные курсы. Сначала я собирался учиться там и занимать игровым кино, но познакомившись с Мариной Разбежкиной и ее киношколой, понял, что хочу учиться только у нее и снимать только документальное кино.

Интересует ли вас игровое кино?

Да, интересует. Я много смотрю игрового кино и часто думаю о том, как его можно снимать, но думаю, что не готов к этому. Документальное кино и вообще, то что происходит вокруг, пока интересует больше.

Вы недавно приезжали в Киев. По вашим ощущениям, Украина далеко ушла от России?

Разница, конечно, очень чувствуется. Мне кажется, что в Украине начались важные и живые процессы обновления государства. Возникло гражданское общество, которое участвует в политических процессах и влияет на развитие страны. Это, наверное, главное отличие.

Не возникает желания сменить гражданство? Покинуть Россию?

Нет, не возникает. Конечно, я много об этом думал, но в итоге понял, что моя жизнь, друзья, все мои вопросы находятся в этой стране и я не могу представить себя в другом месте и в другой культуре. Но просто пожить и поработать в каком-то новом месте с радостью согласился бы.

В программе фестиваля "Docudays", на который Вы приезжали в Киев, не было ни одного фильма на тему ЛГБТ, хотя фестиваль позиционирует себя, как фестиваль о правах человека. Как Вы считаете, корректно ли это в нынешней ситуации, когда в Киеве, например, из-за гомофобии сгорел один из кинотеатров?

Я не знаю причин, по которым на "Docudays" не было ЛГБТ-программы. Конечно, нельзя идти на поводу тех, кто пытается тебя запугать. В России уже 7 лет проходит ЛГБТ-фестиваль "Бок о бок" и все эти годы, за исключением последнего, у них были проблемы с властями, с православными активистами и пр. Перед каждым сеансом кто-нибудь звонил в полицию и сообщал о заложенной бомбе. Зрители по несколько часов ждали, пока полиция проверит зал и разрешит провести показ. И вот в прошлом году, вдруг все мероприятия прошли без единого инцидента. Это значит, что тем силам, которые устраивали провокации, либо надоело все это, либо они переключились на другие задачи.

Какие темы Вас волнуют сейчас больше всего, и о чем снимаете кино или собираетесь снимать?

Сейчас я снимаю то, что связано с делом Олега Сенцова. Так получилось, что мы с ним познакомились 4 года назад, иногда общались. И когда его арестовали - это был шок. Я ходил на первые судебные заседания в Москве, чтобы как-то его поддержать, а потом решил, что нужно все происходящее снимать, фиксировать.

Олег Сенцов

Видеться с Олегом пока можно только в суде, но общаться там запрещено. Хочется, чтобы у этого фильма был хэппи-энд и весь этот страшный сон, наконец, закончился. Хочется, наконец, снимать кино про мирную жизнь.

Как Вы считаете, хватит ли сил у российского ЛГБТ-сообщества в противоборстве с агрессором? Есть ли вероятность того, что притеснения закончаться?

Не могу ответить на этот вопрос: я не настолько хорошо знаю российское ЛГБТ-сообщество. Многие активисты, так же, как и герой фильма ("Дети-404" - авт.) Паша, эмигрируют из России, но те, кто остается, продолжают бороться. Недавно в Питере прошла первомайская демонстрация, в которой была ЛГБТ-колонна с десятком участников. Одинокий Виталий Милонов из-за полицейского заграждения кричал что-то ругательное в бессильной злобе. Это выглядело, как небольшая победа. А притеснения могут закончиться в любой момент - точно так же, как и начались. Нужно только, чтобы изменилась государственная политика.

Часто говорят, что дискриминируют тех, кто не скрывает ориентацию, кто афиширует свою личную жизнь.

Я не очень хорошо представляю, что значит "афишировать свою личную жизнь". Я как раз думаю, что пытаться казаться таким "как все" в угоду общественному мнению или из страха - это унизительно для любого человека. Но когда речь идет о безопасности, тут каждый должен решать для себя сам. Я думаю, что нашим обществам в каком-то смысле проще, потому что весь этот эволюционный путь уже пройден в развитых странах. Он показывает, что просто не нужно оставлять усилий в борьбе за права.

На Ваш взгляд, является ли современный кинематограф движущей силой прогресса в вопросах просвещения и популяризации толерантности? И какие важные открытия Вы сделали для себя после того, как занялись съемками документального кино?

Говоря о фильме "Дети-404", могу сказать, что одна из главных задач была в том, чтобы наши герои перестали быть для зрителей абстрактными и "среднестатистическим", а стали бы конкретными и живыми людьми, такими же, как их собственные дети, соседи, одноклассники. И тогда ты начинаешь смотреть на их проблемы совершенно иначе. Мне кажется, нам это в какой-то мере удалось. Как-то после показа, один зритель рассказывая о том, почему он перестал быть гомофобом, сказал: "Очень легко ненавидеть всех геев на свете, но невозможно ненавидеть одного, если он твой друг".

А что касается открытий - то, с каждым фильмом они разные. Из важных - то, что большинство людей нуждаются в том, чтобы их истории были услышаны и зафиксированы.

Для того, чтобы поддержать докуметальный фильм об Олеге Сенцове важно перейти по ссылке.

Беседовал Максим Ивануха

Подписывайтесь на аккаунт Национального ЛГБТ-портала Украины в ВКонтактеTwitter и Facebook : в одной ленте - все самое интересное из ЛГБТ-жизни Украины и мира. 

Теперь, благодаря Aperio Lux, ЛГБТ-портал можно читатьна iPhone и iPad

Подписывайтесь
на наши аккаунты