37

“Семейные ценности" против «семьи», Или о чем шутят женщины?”


Во всем мире сегодня ощутимы последствия второго демографического перехода: все дальше отодвигается брачный возраст, сокращается рождаемость, растет терпимость к разным формам внебрачногосожительстваиодиночномупроживанию,появление детей больше не является обязательной причиной регистрации отношений.

“Семейные ценности" против «семьи», Или о чем шутят женщины?”

Однако диверсификация семейных форм не включе- на в постсоветскую официальную риторику.

Консервативный тип социальной политики, характерный для постсоветских процессов в России и Беларуси, предполагает сильное влияние государственной идеологии, поддерживающей традиционное разделение семейных гендерных ролей. Под семьей здесь понимается союз, основанный на браке, источником благосостояния которого видится мужчина-провайдер.

Текущее усиление риторики «традиционных ценностей» и политика неотрадиционализма, связаны с постсоветским сокращением участия государств в обеспечении благосостояния граждан и является эвфемизмом передачи максимальной ответственности за благополучие семей в частные руки.

Поданным ООН, Россия занимает первое место в мире по уровню разводов. На второй позиции находится Беларусь. Главными причинами хрупкости постсоветского брака эксперты называют перегруженность женщин, совмещающих профессиональную занятость и семейные обязанности и низкое участие мужчин в домашних делах.

Ответом «официальной мысли» на статистику разводов и сокращение рождаемости в России и Беларуси является не пересмотр концепции семейной политики, а побег в «лучшее прошлое», к застывшим категориям «здоровой семьи, равной браку», «любви до гроба» и «традиционного секса».

Нарастающие противоречия между условиями капиталистического рынка труда и семейными обязанностями постсоветская идеология предлагает решать с помощью «возврата женщин в семью». Но в действительности не каждая семья может прожить на одну зарплату мужа-добытчика, равно как не каждый домашний очаг организован вокруг гетеросексуальной пары. Таким образом, дизайн семейной политики в указанных странах стремиться закрепить за женщинами двойную нагрузку.

В этой перспективе становится понятна логика текущей борьбы с «пропагандой гомосексуализма» в России. Выделение части граждан в отдельную группу по признаку сексуально идентичности и ее демонизация позволяет «защищать» и активно ти- ражировать убеждения в универсальности «истинной мужественности» и «женственности» и как следствие, поддерживать без реформирования социальный порядок, в котором неоплачиваемый домашнийтруд–«естественнаяпотребность»женщин.Объектами защиты выбраны дети.

Одной из мер по укреплению текущего гендерного режима стало создание документа, описывающего критерии «вредного для здоровья и развития детей контента информационной продукции, распространяемой в интернете». Среди прочих критериев, документ, в частности, содержит такие пункты, как «дискредитация традиционной модели семьи посредством изображения пары, состоящей в гетеросексуальном браке, как грубой и оттал- кивающей».

Однако произведения популярной культуры, воплощая образы гендерно-сегрегированных субъектов и последствия их взаимодействия в быту, часто предлагают неожиданный критический анализ идеологии «традиционных ценностей». Вшвахэтих продуктов, созданных с целью поддержания официальной версии «нормы», хорошо просматриваются причины чрезвычайной хрупкости гетеронормативного союза.

Парадоксальная природа дискурса, критикующего самого себя, анализируется на примере юмористической программы российского телеканала ТНТ Comedy Woman. Анализ десятков выпусков stand-up шоу показывает одновременную «невозможность» симпатичного гетеросексуального союза и его дискурсивную безальтернативность.

Очевидно, процессом постоянного наведения и снятия «транса семейных ценностей» посредством поп-культуры можно объяснить одновременный рост символической ценности брака и показателей разводов в России и Беларуси.

Автор: Анна Шадрина / Anna Shadrina (Беларусь)

Источник: Гендер, сексуальність і влада: квіруючи нормативності. Матеріали Міжнародної конференції (Харків, 2-4 травня 2014 р.)

Подписывайтесь на аккаунт Национального ЛГБТ-портала Украины в ВКонтактеTwitter и Facebook : в одной ленте - все самое интересное из ЛГБТ-жизни Украины и мира. 

Теперь, благодаря Aperio Lux, ЛГБТ-портал можно читатьна iPhone и iPad

Подписывайтесь
на наши аккаунты