807

Как правильно давать интервью и комментарии СМИ


Как правильно давать интервью и комментарии СМИ

Давайте выясним что такое комментарии.

Журналист получает (находит самостоятельно) тему статьи и начинает собирать материал. В деловых изданиях популярными жанрами являются аналитика и интервью.

Аналитические статьи предусматривают комментарии экспертов. Журналисты фактически не являются ими и поэтому не имеют права (по закону жанра) высказывать свое мнение. Для этого существуют эксперты. Как правило, в зависимости от темы и объема статьи, это 2-4 комментаторы.

В первую очередь, журналист обращается к тем, с кем он уже контактировал и в ком уверен. Затем он может искать необходимого специалиста в специальной базе данных, которая есть в каждом издании. Также журналист использует личный опыт. Он является участником информационного поля, и если встретит интересного автора экспертной статьи или найдет компетентный комментарий в новости - может выйти на контакт.

В сети также существуют социальные объединения журналистов, они обмениваются контактами экспертов и ньюсмейкеров. «Генераторы новостей» - это, действительно, не журналисты, а люди, которых они цитируют.

Если на вас вышел журналист и вам важно присутствовать в СМИ, следует придерживаться следующих правил:

- Ваш комментарий должен быть четким и ясным. Старайтесь давать ответы на вопросы, которые Вам поставил журналист. Нет смысла впихивать в комментарий «рекламу» - ее все равно вырежут.

- Нельзя «лить воду» или впадать в философию. Имейте в виду: если Ваш текст почти не касается темы - его прочтут «по диагонали» и могут вообще не использовать.

- Используйте максимально простую лексику. Все сроки объясняйте, старайтесь свести их количество к минимуму. Иначе их значение будут искать в Интернете и нет никаких гарантий, что найдут именно то понятие, которое будет точно соответствовать контексту сообщения. Более ответственные журналисты просто будут дополнительно вас беспокоить, проясняя непонятные им слова.

Очень часто журналисты (даже хорошие) знают тему поверхностно. Не забывайте, что они «ведут» три, четыре, а то и до десяти рынков. Совершенстве их всех знать просто невозможно. Да и не нужно - для этого у них есть профильные эксперты.

Готовя комментарий для журналиста, уточните у него какой объем текста ему нужен. Скорее всего он скажет: «Чем больше, тем лучше». Однако часто журналистам нужен один-два абзаца - и они прямо об этом говорят.

Если вопрос состоит из большого количества пунктов, выясните необходимо ли отвечать на все из них. В 90% случаев это не обязательно. Также уточните «дедлайн» - время, к которому необходимо предоставить весь материал.

Если журналист обратился к вам устно или по телефону (а вопрос сложный), попросите прислать вам запрос в письменной форме по электронной почте. Таким образом, вы перестрахуетесь правильно поняли вопрос и сможете дать корректный ответ.

Помните, с кем вы имеете дело (особенно если отвечаете устно). Журналист использует все, что покажется ему важным и интересным. Если какую-то часть вы не хотели бы публиковать под своим именем, то можете попросить журналиста не ссылаться на вас. Также нежелательно "позорить" конкурентов. Журналист может обратиться к ним за комментарием чтобы выдержать баланс мнений.

Если тема сложная или специфическая, вы можете попросить журналиста отправить вам ваши цитаты или прямую речь на финальную вычитку.

Главное для журналиста в вашем комментарии:

Компетентность. Комментарий должен отражать глубокий опыт эксперта и не иметь домыслов. Если дается прогноз, то он должен быть аргументирован и подкреплен необходимыми данными.

Оригинальность. Очень часто журналист обращается не только к вам. Он рассылает вопрос всем, кому может, и использовать только самые интересные комментарии. Не бойтесь быть оригинальным.

Дедлайн. Крайний срок, который редактор дает журналисту на подготовку материала.

Случается и так, что журналист не использует 100% текста комментария, и эксперт обижается. Проанализируйте, был ваш комментарий компетентным и оригинальным, не было в нем "воды"? Возможно, изменились определенные требования к объему статьи, поэтому ее пришлось сократить. Или журналист не все понял из того, что вы ему сообщили. В любом случае, не стоит драматизировать и обижаться на автора. Главное, чтобы он обращался к вам в будущем.

Большинство людей слишком переоценивают значение одного отдельного материала. В работе со СМИ важным является системный подход и регулярность.

Если вы покажете себя интересным экспертом, всегда готовым поделиться своим мнением - не исключено, что к вам попрояться на интервью.

На интервью журналист лично подъедет к вам в офис или другое место по договоренности. Попросите его прислать до этого основные вопросы для подготовки материала. На встречу возьмите с собой диктофон - он важен, чтобы сверить и откорректировать ваши ответы в будущем тексте. Вы также можете прослушать его, чтобы отточить свои навыки в интервью.

Случается и такое, что "техника" журналиста может сломаться. В таком случае, вы сильно пригодится вашему гостю, когда поделитесь своей записью.

Источник

 

Читайте также:

Печатаемся в СМИ

Важность корпоративного e-mail

Как правильно составить письмо-рассылку для СМИ

Где взять контакты журналистов

Как и когда рассылать пресс-релиз

Теперь, благодаря Aperio Lux, ЛГБТ-портал можно читатьна iPhone и iPad

Подписывайтесь
на наши аккаунты