71

Влечение, которому нельзя быть


Победителем квир-премий «Золотая Эльза» и «Тедди» на Берлинале 2013 стал польский фильм «Во имя…» Работа Малгошки Шумовской (Malgoska Szumowska, In the Name Of, pol. "W imie", 2013) создает не только удивительный портрет священника-гея, но и затрагивает острые политические темы. Где же заканчивается искусство и где начинается политика?

Влечение, которому нельзя быть

Священник Адам пьян. В его квартире громко играет музыка. Натыкаясь на предметы, он погружается в алкогольный туман, утопает в своей нирване, а затем срывает со стены картину, нарисованную маслом, и начинает танцевать с ней. В темноте зрителю не сразу видно изображение, но вот еще один-два поворота,- и на полотне виднеется Папа Pимский Бенедикт XVI. Это сцена из фильма польского режиссера Малгошки Шумовской, показанного на Берлинском кинофестивале 8-ого февраля 2013 года. Спустя три дня после премьеры Папа Pимский заявляет о своей отставке. И хотя не существует между фильмом и реальным событием никакой прямой связи, оба они указывают на необходимость переосмысления взаимоотношений религии и гомосексуальности в современном мире.

Ни для кого не секрет, что уход Бенедикта XVI, известного своими гомофобными взглядами, принес облегчение и надежду в круги ЛГБТ. В ближайшем будущем это событие может послужить импульсом для ведения качественно нового диалога на тему гомосексуальности, в том числе и в религиозном контексте.

«Есть страны на Земле, где геи и лесбиянки не имеют равных прав с гетеросексуальными людьми. К сожалению, Польша относится к их числу. Поэтому эта награда очень важна для меня».

Уже и сама премьера фильма «Во имя...» всколыхнула дискуссию на эту тему. Члены жюри премии «Золотая Эльза» - одна из двух премий, которая была вручена авторам киноленты - посчитали фильм попыткой призвать католическую церковь «наконец принять своих священников-геев». Вдобавок фильм получил главную квир-премию фестиваля – «Тедди за лучший художественный фильм».

Режиссер фильма Малгошка Шумовска, принимая награду на церемонии, сказала: «Есть страны на Земле, где геи и лесбиянки не имеют равных прав с гетеросексуальными людьми. К сожалению, Польша относится к их числу. Поэтому эта награда очень важна для меня».

Режиссер Малгошка Шумовска со статуэткой «Тедди» и «Золотой Эльзой», церемония награждения «Тедди», Берлинале, 2013

За этим высказыванием кроется еще один момент, делающий этот фильм столь важным для нашего времени. Это – обеспокоенность сферы искусства правами ЛГБТ во многих уголках мира, и в частности, в странах Восточной Европы. В то время как Франция приняла закон о гей-браках, а Германия узаконила усыновление для гей-пар, Россия и Украина рассматривают законы о запрете так называемой «пропаганды» гомосексуальности на государственном уровне. Также на Балканах и в странах Балтики продолжают развиваться гомофобные настроения. Отношение к гомосексуальности грозит стать радикальным идеологическим вопросом, вновь разделяющим Европу на два лагеря, как это было во времена железного занавеса.

Понимая политическую подоплеку ситуации, напрашивается вопрос: как же все-таки удалось режиссеру снять столь тонкий и нескандальный фильм на данную тему?

Возможно, секрет в том, что режиссер оставляет отца Адама наедине со зрителем, не спеша с собственными выводами.

Там, где нет учеников и обязательств, поздно ночью к Адаму возвращаются его страхи и желания. И казалось бы, только зрителю дано это право – смотреть в голубые бессонные глаза священника, оказывающегося поздней ночью просто человеком. Фильм Малгошки Шумовской описывает внутренний мир отца Адама, искусными деталями прокладывая туда путь для зрителя. Это солнечный туман, представляющий польскую провинцию в магическом свете. Это музыка Band of Horses. Это микроситуации, взгляды, вздохи, выставляющие латентную вездесущую гомоэротичность церкви напоказ. «Во имя…» не ставит под сомнение веру отца Адама, но он заставляет задуматься о природе человеческой сексуальности.

Каждое утро отец Адам бегает по лесу, и этот мотив будто указывает на его вечное стремление убежать от себя. Явно пытаясь подавить в себе гомосексуальные влечения, он оказался здесь - в жизненном пространстве, запрещающем всякую сексуальность. Но возможен ли такой побег? Малгошка Шумовска дает отрицательный ответ на этот вопрос. Заключенный в пустоту своей квартиры, ее герой все равно вынужден признаться себе однажды в том, что он - гей. Сквозь личную драму «Во имя» показывает проблему структуры. В этом эстетическая сила фильма. Политическая же состоит в том, что зрителю становится ясно: структуру эту пора менять.

Автор: Инга Пилипчук, журналистка, кинокритик, автор еженедельной колонки «Фильм на актуальную тему» в газете «Die Welt Kompakt» (Германия)

Теперь, благодаря Aperio Lux, ЛГБТ-портал можно читатьна iPhone и iPad

Подписывайтесь
на наши аккаунты