20

Жертвы нашей эпохи


У каждой эпохи свои жертвы. Но до чего же эти жертвы бывают похожи. Ненавидимые и гонимые при жизни, оплакиваемые и любимые после. Кажется, они взяли на себя всю тяжесть мирового зла и рухнули под ней, оставив нас наедине с той его частью, которую не смогли унести с собой на ту сторону бытия.

Жертвы нашей эпохи

И они еще долго будут смотреть на нас из прошлого, как бы невзначай интересуясь, – «ну как там, справились?» – и мы, равноудаленные с ними во времени, будем еще долго стыдливо опускать глаза и воровато оглядываться в поисках внутренних и внешних оправданий: нет, еще не справились. И бежать куда-то дальше в праздной суете, предоставленные сами себе, ловко маневрируя между кусками ненависти разной величины и плотности. И пока критическую массу нас не стукнет как обухом по голове вся глубина понимания – «черт возьми, как же такое могло произойти?», «господи, неужели то же самое ждет наших детей?» – они будут приходить и... уходить, эпоха за эпохой, жертва за жертвой. Они приносят нам это драгоценное понимание уродливости всех видов ненависти по крупицам. Они – до конца испившие чашу человеческого зверства.

Распятые. Смертью поправшие смерть.

Прошло десять лет с тех пор, как Мэттью Шепарда убили за то, что он был геем. За считанные дни он стал постер-чайлдом ЛГБТ-движения. Символом. В 2001 году Элтон Джон свой «American Triangle» посвятит образу «чучела», за которое приняли изуродованное до неузнаваемости тело Мэттью. В 2004 году Тэа Хопкинс напишет посвященную убийству Мэттью песню «Jesus Is On The Wire» – «Иисус на проводе». В названии песни имеется в виду тот провод, которым Мэттью был привязан к забору, пока его, как позже напишут сухим языком полицейских отчетов, избивали руками, ногами и рукоятью пистолета. В 2005 году Синди Лопер посвятит Мэттью «Above the Clouds», а в 2006-ом мир будет трепетать от «Merman» Тори Амос. В 2008 году ряд «реквиемов» продолжит «Poster Child» группы a balladeer. Песни, фильмы, спектакли, рассказы. И это – капля в огромном море слез, чувств, переживаний.

Убийству Мэттью Шепарда последовало беспрецедентно громкое освещение в прессе, документальные фильмы, журналистские расследования, общественные дискуссии, правозащитные движения и фонды, законодательные инициативы. История насилия над представителями ЛГБТ насчитывает не одно поколение и дело Шепарда, не умещающееся при ближайшем рассмотрении в рамки... человечности – не уникально по фабуле. Он – не первый и не последний. Не альфа и не омега. Каждый год в странах самого развитого капитализма людей продолжают убивать на почве гомофобии. И каталогизировать эти убийства. У этих убийств теперь есть юридически квалифицирующее название – убийства на почве ненависти.

Во многом преуспевшее на Западе ЛГБТ-движение за прошедшие десять лет сделало большой шаг вперед. Национальные парламенты приняли сотни, если не тысячи законодательных поправок по предотвращению дискриминации. До неузнаваемости изменилось и международное европейское законодательство. Большое видится на расстоянии. Гибель Мэттью Шепарда разделила историю ЛГБТ-движения на «до» и «после», стала новой точкой отсчета на пути свободе. Это видно сейчас, через десять лет. Это становится заметнее с каждым днем.

В Иране за эти же самые десять лет казнено четыре тысячи геев. Это примерно один человек в обычный день и два человека ежедневно, например, в течение священного месяца Рамадан. Что выбрать между бесконечной ценностью одной, маленькой и хрупкой, человеческой жизни и тотальной ахмадинеджацией общества и страны – решать, как обычно, нам.

Опубликовано в журнале «Один з нас» №57 (2008 г.)

 

 

Теперь, благодаря Aperio Lux, ЛГБТ-портал можно читатьна iPhone и iPad

Подписывайтесь
на наши аккаунты