119

Готовы ли украинцы спокойно говорить о геях?


Эта статья могла бы называться «Готовы ли украинцы к европейским нормам толерантности?», потому что именно такой была тема дискуссии между экспертами, которая состоялась в четверг в Киеве.

Готовы ли украинцы спокойно говорить о геях?

Однако ирония заключается в том, что само обсуждение, в котором участвовали шесть экспертов включая православного священника, было далеким от идеалов терпимости и умения слышать друг друга.

Дискуссия быстро переросла в эмоциональный спор, участники которого перебивали друг друга, прибегали к личным оскорблениям и позволяли себе некорректные высказывания о крымских татарах и темнокожих жителях Парижа. Прозвучала и легендарная фраза «Я не расист, но...» — но без тени иронии.

Однако практически весь разговор свелся к тому, как следует относиться к гомосексуалам.
С одной стороны стола сидели критически настроенные к гомосексуальности: протоиерей Андрей Ткачев, философ Сергей Дацюк и эксперт Института Горшенина Владимир Застава. Последний должен был выполнять роль модератора, однако провалил свою миссию, активно встряв в спор и превратив его в ссору между теми, кто «за» и «против» геев.

На другом фланге стола разместились их оппоненты — директор Международного альянса по ВИЧ/СПИДу Анна Довбах и культуролог Вадим Денисенко.

Единственная, кому удалось сохранить баланс взглядов и не повышать голос на протяжении всего разговора — эксперт Института Горшенина по социальному проектированию Марина Ткаченко.

От обычных кухонных разговоров на тему «сексменьшинств» эту дискуссию отличали намеренно громкий смех над «невежеством» оппонентов и упоминания об онтологии, гибели древних цивилизаций и темном Средневековье.
Старый как мир тезис о том, что истина рождается в спорах, на сей раз не подтвердил свою правдивость.
Судя по итоговым выступлениям, в процессе которых экспертам приходилось перекрикивать друг друга, каждый остался при своем мнении.

Сохранение рода человеческого

«Меня всегда интересовала природа общественного невроза по этому вопросу», — попыталась найти личностное измерение в дискуссии о гомосексуалах Марина Ткаченко, эксперт по социальному проектированию. Одним из возможных объяснений, почему многие люди так не любят ЛГБТ, она считает психологические причины: страх человека потерять частичку своего «я», приняв другого, не похожего на него человека. Однако большинство участников интересовала не психология, а вопрос о том, грозит ли гомосексуальность продолжению человеческого рода и как к этому относится церковь.

«Как только эти институты поймут, что мир вертится... после этого начнется легализация на уровне церкви и государства», — сказал культуролог Вадим Денисенко.

Он сказал, что не считает увеличение количества гомосексуалов ни опасным, ни хорошим явлением и относится к этому, как к изменению климата.
Ответ церкви последовал незамедлительно, уложившись в уста протоиерея Андрея Ткачева, ведущего религиозных телепередач. По его мнению, в Европе права человека дошли до края и перешли в фазу отрицания.

«Можно так сильно бороться за свободу, что построить концлагерь», — сказал протоиерей Ткачев. Украина, уделяя столько внимания вопросу секс-меньшинств, «заходит в Европу не с той стороны», добавил он.

«Да, я считаю, что гомосексуализм — это очень опасный вид духовной болезни, это больше болезнь города, чем села, больше болезнь творческих профессий, чем рабочих, связанная с субкультурами», — сказал священник.

«Кому-то кажется, что он может свою концепцию греха распространять на все общество», — ответила ему Анна Довбах, возглавляющая Альянс по ВИЧ/СПИДу. По ее словам, церковь иногда служит инструментом политической технологии по разжиганию общественной вражды.

На защиту церкви тут же встал философ и эксперт в сфере коммуникаций Сергей Дацюк, уточнив сначала, что считает себя атеистом и поддерживает «полную и окончательную легализацию гомосексуалов».

По его словам, церковь стоит на страже сохранения человеческого рода, хотя и действует «архаичными средствами». А сохранение своего рода, по словам философа , является первоочередной задачей человечества.

«Если в иерархии ценностей на вершине стоит воспроизведения рода, мне обидно за другие ценности, такие как, например, любовь», — ответила Марина Ткаченко.

Однако г-н Дацюк нашел ответ и на этот аргумент, заявив о фундаментальных, онтологических ценностях: «Перед тем, как вы будете любить, ненавидеть, делать „пятое- десятое“, вы прежде должны быть».
Единственное, на чем без споров сошлись практически все участники разговора, — это то, что украинцы пока не готовы к толерантному восприятию гомосексуалов.

По версии Вадима Денисенко, толерантность к ним, возможно, разовьется, когда возникнет взаимодействие между «низами» и «верхами» — самим ЛГБТ-сообществом и политиками. А политики, говорит культуролог, искренне заинтересуются этой темой только когда поймут, что без поддержки ЛГБТ они не смогут выиграть выборы.

Источник: BBC Украина

Підписуйтесь на Telegram канал @lgbtorgua

Подписывайтесь
на наши аккаунты