317

Нетрадиционный бизнес в Украине: свято место бывает пусто


По разным оценкам от 400 тыс. до 1,2 млн украинцев (или 1-2% населения страны) – нетрадиционной сексуальной ориентации. Назвать точное количество представителей ЛГБТ-сообщества в Украине – задача сверхсложная, поскольку значительная его часть предпочитает не выходить из подполья (ЛГБТ – акроним, возникший в английском языке для обозначения лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров). Тем более не идет речь о том, чтобы выделить представителей этого сообщества в отдельную потребительскую группу. А между тем, дело это может оказаться весьма прибыльным.

Нетрадиционный бизнес в Украине: свято место бывает пусто

Рынок товаров и услуг для ЛГБТ в Украине: невспаханное поле

Руководитель Национального ЛГБТ-портала Украины Богдан Глоба на вопрос, как обстоят дела на украинском рынке товаров и услуг для ЛГБТ-сообщества, отвечает с энтузиазмом: "Такого рынка практически не существует, он только начинает зарождаться. Сейчас существует один Интернет-магазин со специализированной продукцией для ЛГБТ (книги, журналы, фильмы), как правило, иностранного (русского) производства, также есть несколько Интернет-магазинов нижнего белья, ориентированных на геев (как потребительскую группу). По сравнению с европейским и американским рынками, Украина значительно отстает. В Европе и США рынок ЛГБТ имеет миллиардные обороты, а в некоторых странах существуют специальные государственные программы по предоставлению услуг ЛГБТ-сообществу. В частности, в Великобритании есть государственная программа по развитию туристических услуг для секс-меньшинств. Также в мире существуют производители, которые фокусируются на ЛГБТ. Яркий пример – американская торговая марка AndrewChristian, которая производит нижнее белье для геев".

Мнение Богдана Глобы разделяет лидер Гей-Форума Украины Святослав Шеремет: "В Украине ни производители, ни реализаторы, ни рекламисты не воспринимают ЛГБТ как отдельный сегмент потребителей. Если посмотреть на ситуацию "по-крупному", можно сделать вывод, что за клиента и потребителя из числа ЛГБТ никто практически не борется. Между тем, ЛГБТ-потребитель во многих аспектах отличается от гетеро-потребителя. Если проанализировать, вы увидите, что во многих категориях товаров выбор мужчины-гея и мужчины-натурала будет различным. Недаром в Западной Европе маркетологи то и дело, что выясняют, какая, например, геям нравится марка автомобиля. И бизнес под эти потребности подстраивается. Украинские маркетологи не научились до конца сегментировать рынок ни по целевым аудиториям, ни по преференциям".

При одинаковом качестве мы будем отдавать предпочтения тем сервисам и торговым маркам, которые себя позиционируют как гей-френдли.

Но в то же время на украинском рынке имеется некий минимум услуг и товаров, рассчитанных именно на гей-аудиторию, считает г-н Шеремет. Безусловно, на первом месте индустрия развлечений: ночные клубы, развлекательные проекты, рекреационные центры. Есть несколько Интернет-магазинов, торгующих товаром, который в обычных торговых точках гомосексуалы не купят. "Есть довольно много услуг, построенных по принципу "свои для своих": врачи, фотографы, стилисты, рекламисты, переводчики, менеджеры по продаже авиабилетов, компьютерщики, верстальщики, риэлторы и даже иконописцы. – подчеркнул лидер Гей-Форума Украины. – Также существует малый сегмент бизнеса, который называется ЛГБТ-френдли, то есть дружественный к ЛГБТ. В этом сегменте в Украине работают, например, некоторые адвокатские конторы и психотерапевтические консультации".

Очевидно, что минимальный набор товаров и услуг представители секс-меньшинств в Украине получить могут, но их спектр до смешного мал и те, кто мог бы заработать целый капитал на платёжеспособных потребителях, не пользуются положением.

Взгляд изнутри: за что готовы платить геи и лесбиянки

За что готовы платить представители секс-меньшинств в Украине рассказывает Богдан Глоба: "Исходя из специфики жизни ЛГБТ-сообщества, в первую очередь геи готовы платить за: гей-туризм (специализированные туристические направления, Барселона, Прага), гей-отдых (клубы, бары, места социализации – но только если заведения могут гарантировать безопасность и анонимность клиентов), гей-кино, мода (магазины одежды, нижнего белья, показы мод и фешн), специализированную сексуальную продукцию (секс-шопы). Лесбиянки больше интересуются культурным аспектом, поэтому они готовы платить за лесбийский туризм и культуру (кинофестивали, фотовыставки, марши и т.д.), литературу (книги, журналы)". Это сопоставимо с мировыми тенденциями, где основными потребительскими категории ЛГБТ-сообщества являются туризм, финансовые услуги, алкогольные напитки, автомобили, культурные мероприятия, товары по уходу за волосами и кожей, предметы роскоши, фармацевтические препараты и мода.

"При одинаковом качестве мы будем отдавать предпочтения тем сервисам и торговым маркам, которые себя позиционируют как гей-френдли. В условиях Украины необязательно и, может быть, даже малоэффективно создавать бизнес по принципу "Мы работаем для геев!" – считает Святослав Шеремет. – Лучше срабатывает формула дружественности к сексуально-социальному разнообразию. К примеру, не вижу смысла в магазине парфюмов для геев. Но если в крупном парфюмерном салоне будет линия продукции, которую известные нам бренды создают для мужчин-гомосексуалов, то это уже отлично. Также если туристические компании широкого спектра добавят в свои буклеты информационные блоки о досуге для ЛГБТ в тех местах, куда они везут людей, это будет очень хорошо".

Также, по мнению Святослава Шеремета, очень перспективным направлением является развитие дружественной к ЛГБТ фитнес-индустрии. Нет смысла открывать такого рода заведения для представителей секс-меньшинств. Достаточно создать в спортклубе дружественную атмосферу, нанять несколько тренеров из числа ЛГБТ и вы получите хорошую долю определенной клиентуры. Среди перспективных направлений развития ЛГБТ-бизнеса лидер Гей-Форума Украины называет аренду жилья — как долгосрочной, так и краткосрочной, так как часто арендодатели с предрассудками относятся к съёмщикам нетрадиционной сексуальной ориентации. Также представители ЛГБТ-сообществ нуждаются в правовых, в том числе нотариальных, услугах для решения материальных вопросов пар, отношения которых зафиксировать юридически в Украине невозможно.

Как зарабатывают на ЛГБТ в мире?

Социальный центр дневного пребывания для пожилых геев. Геи пенсионного возраста – явление специфическое даже в данном социальном слое. Присуще оно в большинстве случаев США, где намного раньше произошла "сексуальная революция". Поэтому предприимчивые американские бизнесмены, заприметив свободную потребительскую нишу, воспользовались ситуацией и создали "места развлечения" для пожилых геев. Тем более, что в США обеспечение счастливой стрости гражданам своей страны – идея-фикс на грани культа. Чтобы интересы пенсионеров-гомофобов и представителей секс-меньшинств не пересекались, места их досуга разграничили, что вызвало одобрение общества. В странах СНГ секс-меньшинства, в основном, – категория с возрастным порогом до 40 лет.

Поздравительные открытки для представителей секс-меньшинств. Согласитесь, большинство людей любят дарить своим любимым и друзьям приятные мелочи, особенно к памятным датам и событиям. В частности, вопрос касается поздравительных открыток, которые продаются либо с готовым текстом, либо изображение на них пусть и косвенно указывает на адресата. Американец Дэн МакЛин на личном опыте столкнулся тем, что подобрать удачную открытку для своего супруга Майкла оказалось очень проблематично. Такого рода продукция если и встречалась ему, то в очень малом ассортименте, и в большинстве случаев выглядела просто нелепо и безвкусно. Он понял, что потребность в качественных тематических открытках для такой специфической целевой аудитории – распространенное явление, а бизнес на их производстве – дело не только прибыльное, но и в некотором роде благородное. Чем он впоследствии и занялся.

Алкоголь для геев. Его состав особо не отличается от привычных напитков, однако умение создать бренд и успешно продать его – целое искусство, что и сделала небольшая пивоварня Minerva из Мексики. Поскольку в этой стране население, независимо от сексуальной ориентации, преимущественно употребляет пиво, фирмой было принято решение акцентировать внимание на единственной не занятой нише потребителей. В результате на рынке появился новый продукт – пиво Salamandra и Purple Hand, которое производители позиционировали как пиво для гомосексуалов (на этикетке были изображены признанные символы гей-движения). Коммерческий директор пивоварни Дарио Родригес Уайлер вскоре рассказал: "Мы получили массу критики и осуждения в свой адрес, но результат того стоил. Только за одну неделю мы продали 500 ящиков пива для гомосексуалов, и получили массу предложений об импорте в Аргентину, Колумбию, Японию, Эквадор, Чили и даже США".

Еще один яркий пример – испанская компания UO! Wines, которая выпустила линию вин специально для геев. Этикетка с практически обнаженным красивым мужчиной, реклама, которая призывала к чувственному подходу в потреблении данного продукта, а также то, что его концепцию разрабатывал представитель ЛГБТ-сообщества – все это сработало и вино стало "бестселлером" в Испании среди выбранной целевой аудитории.

Банки для геев. При обращении в банк за некоторыми услугами от человека могут потребовать документы не только относительно его самого, но и о членах семьи. Чтобы не ставить клиентов в неудобное положение и не заставлять их давать объяснения по поводу своего образа жизни, один из крупных Лондонских банков открыл новую службу для гомосексуалов. Курируют ресурс банковские консультанты, которые открыто заявляют о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. По словам директора службы Стивена Коннолли, главным в банке Credit Suisse’ является комфорт клиентов. Такие термины как изоляция и дискриминация в их заведении неуместны. Созданная френдли-атмосфера уже принесла первые результаты и увеличила приток клиентов из числа представителей ЛГБТ-сообщества.

Представители сексуальных меньшинств образуют огромную нишу, которая до этого игнорировалась. Мир понемногу идет в сторону развития бизнеса, продукция которого ориентирована на ЛГБТ-сообщество. Украина же по-прежнему даже при очевидной выгоде и полном отсутствии конкуренции на рынке остается "равнодушной" к заработку на этой целевой аудитории. Так что предприимчивые украинцы могут практически "поднимать целину" в данном направлении бизнеса. Главное – изучить потребителя и создать качественный продукт.

Источник: Украинский Бизнес Ресурс

Теперь, благодаря Aperio Lux, ЛГБТ-портал можно читатьна iPhone и iPad

Подписывайтесь
на наши аккаунты